пятница, 9 сентября 2011 г.

John Coltrane-Meditations

23 ноября 1965-го в 'Van Gelder Studios', Englewood Cliffs NJ в последний раз вместе с Колтрейном сыграли МакКой Тайнер и Элвин Джонс, с 1960-го его бессменные партнёры по новаторским экспериментам. В тот день вместе с остальными участниками секстета Джона Колтрейна они записали последний шедевр Колтрейна, сюиту Meditations (Размышления).

Ещё после записи первого варианта Размышлений, собственно последней работы Классического квартета, Колтрейн предложил Фарао Сэндерсу сотрудничество над новыми проектами. С тех пор Сэндерс неизменно выступал и записывался с Колтрейном в качестве гостя его квартета. Когда-то, на заре Классического квартета Колтрейн практиковал нечто подобное в содружестве с  Эриком Долфи. Но так как нельзя дважды вступить в одну и ту же воду, так и теперь это была уже совсем иная музыка, чем та, с которой начинали Колтрейн и Долфи в 1960-ом. Одновременно Колтрейн попробовал ещё и другую свою задумку-второго барабанщика. В этой роли выступил Рашид Али.

Из интервью Колтрейна журналисту Фрэнку Кофски. Лето 1966:

-Фарао Сандерс соперничает с тобой или дополняет тебя?
- Он мне помогает. Иногда он мне просто помогает остаться в живых, потому что, мужик, я выжимаю на концертах такой вес и физически это так трудно, что мне нужен кто-то в группе, кто подхватывал бы, когда я не могу взять вес. А Фарао силен духом и делает вещи, которые мне нравится слышать в своем ансамбле. Вообще в ансамбле все время кто-то должен быть очень мощный. В прежней группе это был Элвин. В новой - Рашид, но ему ни до чего нет дела, когда он играет.


четверг, 8 сентября 2011 г.

John Coltrane/Juno Lewis-"Kulu Se Mama"
Двенадцать месяцев, прошедших между изданием таких знаковых для биографии Джона Колтрейна альбомов, как A Love Supreme и Meditations были весьма продуктивными в его творческой жизни. Первая половина этого периода ясно продемонстрировала главным образом его работу с Классическим квартетом; вторая же свидетельствует о начале экспериментов Колтрейна с ансамблями различного формата и состава. Одна из уникальных вещей того периода, ставшая одной из наиболее необычных записей в дискографии Джона Колтрейна и запечатлённая впоследствии на альбоме "Kulu Se Mama", была записана группой с весьма необычным для Колтрейна составом в студии Лос Анжелеса 'Western Recorders' 14 октября 1965 года. 

среда, 7 сентября 2011 г.

Джон Леннон-Пройти по тонкому льду.

8 декабря 1980. Понедельник. Нью-Йорк Сити.

Этот свой последний в жизни день Джон Леннон начал с завтрака в нью-йоркском кафе La Fortuna в 7.30. Затем посещение парикмахерской, по возвращении в Дакоту 1,5- часовое интервью группе журналистов для готовящегося шоу на RKO Radio Network. Потом последняя фотосессия и последний совместный с Йоко снимок.








В 17.00 Джон и Йоко покидают Дакоту, чтобы отправиться на вечерний сеанс звукозаписи в студию, где они должны были участвовать в миксаже песни Йоко Walking On Thin Ice, в которой Леннон исполнил партию соло-гитары. Перед выходом из Дакоты он сделал первый шаг по этому тонкому льду, столкнувшись со странным субъектом в чудовищного вида ушанке, протягивавшим дрожащей рукой альбом Double Fantasy для автографа. Расписавшись Леннон спросил у странного типа: «…это всё, что вы хотели?». На что в знак согласия субъект в ушанке кивнул головой….

четверг, 1 сентября 2011 г.

John Coltrane-OM


Таинство Ом


Залог бессмертия для смертных,
Первоначальные слова.
Н. С. Гумилев - «Естество»
до 31 августа 1919 года

Музыка является выражением высших идеалов…
в ней есть братство;
Я знаю, что существуют силы зла, силы,
приносящие страдание другим и нищету миру,
но я хочу быть силой истины во имя добра.
Джон Колтрейн. 1966 год

"Назовите Это Сознанием Вселенной,
Высшей Сущностью, Природой, Богом.
Назовите эту силу любым словом,
которое Вам нравится, но её присутствие
так сильно было прочувствовано большинством людей,
что она стала почти осязаемой."
Эллис Колтрейн. После 17 июля 1967 года

В последнюю ночь сентября 1965 года Джон Колтрейн выступал в клубе 'The Penthouse' (Seattle, WA). В ту ночь он впервые попробовал свои последние эволюционные эксперименты на живой аудитории. Под сокрушительным огнём его энергичной группы, ни о чём не подозревающая публика оказалась совершенно беззащитной. Никто из непосвящённых в таинство происходящего, не избежал потрясения, включая звукорежиссера, которому не хватило плёнки для записи последнего трека.
Видимо в ту ночь у Джона Колтрейна появилась уверенность в том, что пришло время рискнуть и двинуться дальше по пути расширения творческого багажа авангарда.
На следующий день после знаменательного представления в 'The Penthouse' Колтрейн приходит в студию и записывает свой следующий (второй после A Love Supreme) программный релиз. Название работе, записанной 1 октября 1965-го года, дал сакральный символ ОМ, священный слог в индуистской религии,

 
олицетворяющий бесконечность Вселенной.
В тот день Колтрейн засеял тщательно подготовленную почву зёрнами своего следующего, но, к сожалению, последнего урожая.
Плодами этого урожая насладилось сполна не одно поколение профессионалов и любителей, чьё музыкальное кредо основано было на психоделии.
Звуки виниловых дорожек ОМ предвосхитили грядущее нашествие психоделического рока, включая эксперименты Джимми Хендрикса, Grateful Dead, The Byrds и многих других новаторов, собравших вокруг себя целую армию ценителей прогрессивной музыки. Правда осознание этого факта пришло многим позже, уже после смерти задумчивого космического посланника.
Сам Колтрейн определил ОМ, как "первый слог, Primal word, слово власти", под которым очевидно он понимал божественную власть Творца над всем сущим. Примерно такое же толкование этого слова можно найти и у адептов эзотерики: Ом– это звук первоночального движения, звуковая вибрация, от которой все вещи появляются и которой они будут поглощены в конце цикла мироздания. Космический звук Ом – звук тишины, символизирует собой Абсолют. (Энциклопедия Современной Эзотерики).

Но что толкнуло великого Мастера на очередной эксперимент, теперь уже с философским подтекстом, заданным с самого начала опуса, открывающегося отрывком из индуистского эпоса Bhagavad-Gita,?

"Обряды, которые предопределяют Веды и ритуалы, преподносимые священными писаниями,
Все они это я, и предложение, сделанное призракам отцов,
Целительные травы и пища, мантра, освящённое масло;
Я жертвоприношение и я пламя, которому предают жертву.
Я - создатель мира и этой всемирной материи, и владыка, я являюсь тем, кто предоставляет каждому плоду его действия:
Я делаю все вещи чистыми.
Я - OM... "-
читают глуховатым речитативным нашёптыванием Колтрейн и его музыканты во вступлении и финале пьесы. А в промежутке между этими речитативами звучит совершенно необычная, на первый взгляд бесформенная и бессмысленная музыка.
О чём она? Что этим звуковым вихрем хотел поведать своим слушателям Джон Колтрейн?