воскресенье, 24 мая 2015 г.

Marcus Miller and unlimited power of his music


Мультиинструменталист-виртуоз Маркус Миллер в представлении не нуждается. Получивший прозвище «человек-оркестр» ещё во времена его примечательной работы с великим Майлсом Девисом, Маркус Миллер вот уже почти 30 лет продолжает поражать своей неисчерпаемой изобретательностью, неукротимой энергией и удивительной творческой плодовитостью. Широчайший диапазон джазовых стилей, по-кошачьи пластичная ритмика,  постоянное обновление репертуара и поиск новых оттенков, всё это отличает фирменный бренд под названием Маркус Миллер.


Понятие поколения определяется примерно как период времени около 30 лет. 30 лет назад в начале 1980-х годов Америка с Рональдом Рейганом у руля и его консервативными принципами катилась назад к семейным ценностям. Похоже, традиционализм был также принят и рядом видных и предприимчивых джазовых музыкантов, разделивших призыв Уинтона Марсалиса на возврат к принципам би-бопа и акустическому джазу. И то время, как большинство тогдашней молодой джазовой поросли стало под влиянием этих призывов оглядываться назад, Маркус Миллер упорно смотрел вперед, следуя неизменному принципу своего великого учителя Майлса Девиса.


В итоге, к середине того десятилетия, в 1986 году, Маркус - музыкант, композитор и продюсер - стал создателем одного из самых эффектных джазовых шедевров современной эпохи с какой-то футуристической корневой музыкой под названием Tutu, которую он сочинил для своего легендарного шефа, Майлса Девиса.


Маркус Миллер был архитектором, который построил это звуковое здание для Майлса Дэвиса. Он был в этом проекте ключевым участником, потому что он был продюсером, который мог играть, а также исполнителем, который умеет производить музыкальную продукцию. Среди изящного и цветистого электронного гобелена зримо ощущаются его бас-гитара и бас-кларнет. Они сцепляются в мощный бекграунд, имеющий сильные отголоски черной популярной музыки той поры. В этом произведении Миллер «подал к столу» больше кристально чистых гармонических тонкостей, чем все его современники. В сочетании с задумчивым шёпотом трубы Девиса получилась работа, лишённая  атмосферы, рассчитанной на кассовый успех. И получились великие мелодии.

 

А Маркус Миллер продолжил свои изыскания дальше. Прошли годы. Сменилось множество партнёров в его группе, но дух великого новатора Майлса Девиса помогал ему идти дальше.


Начиная с альбома Renaissance (Эпоха Возрождения), изданного в 2012-ом, Маркус Миллер начал исследования ландшафта не только в музыке, но и в обществе в целом. С тем же глубоким смыслом, что и помазанник госпела, соул-певец Сэм Кук, предсказавший 50 лет назад в 1963 году: A Change Is Gonna Come, Миллер  так же заявил своим "Ренессансом", что грядут перемены. И так же, как в случае с Tutu, он со своим "Ренессансом" опередил грядущую бурю , поддержанный командой «изголодавшихся» молодых исполнителей, в число которых вошли трубачи Шон Джонс и Морис Браун, альт-саксофонист Алекс Хан, барабанщик Луис Като, гитаристы Adam Agati и Адам Роджерс и клавишник Крис Бауэрс, а так же такие ветераны и мастера клавишных, как Федерико Гонсалес Пенья и Бобби Спаркс, с которыми Миллер создал саундтрек для этого захватывающего аудио-мюзикла, повествовавшего о грядущей культурной и духовной революции.
«Ренессанс» стал своеобразным поворотным пунктом в музыке Миллера. С этой смелой пробой нашего героя мы действительно вступили в новую эру джаза, ломающую все мыслимые границы между национальными музыкальными традициями, объединяя их в единый, связный и очень гуманистический поток. Имея в своём распоряжении все эти классные способы играть и делиться музыкой - файлы MP3, интернет-радио и спутниковое радио, средства массовой информации подготовили почву для истинного музыкального возрождения.



"Ренессанс является словом, которое резонирует для меня на многих различных уровнях", объясняет свой взгляд на музыку вообще и на альбом "Ренессанс" в частности Маркус Миллер. "Оно связано с возвращением к основным аспектам искусства. Я теперь меньше фокусируюсь на производстве и больше сосредоточен на композиции, так что для меня это очень ясный альбом. Люди часто называют меня «Человеком эпохи Возрождения». Я всегда понимал, что означает тот, кто вложил свои творческие усилия во много разных вещей, но не на поверхностном уровне. Например, так, как это делал Леонардо да Винчи: он не был простым исследователем частностей, он проникал в глубины. Я бы очень хотел быть таким же парнем. В последние три десятилетия моей карьеры я был благословлен создать широкий спектр музыки, что-то значащей для людей. Я не просто делал некие клише в разных жанрах, как тот парень, что утверждает,будто он может разговаривать на 20 языках, но всё, о чём бы он ни говорил сводиться к одному: «как я могу получить что-то, чтобы было, что покушать?». 


Реальная проблема состоит в том, что существенного вы можете сообщить людям посредством этих пресловутых языков, на которых вы говорите". Так излагал свои взгляды Маркус Миллер в 2012-ом, ещё до того, как попал в обойму ЮНЕСКО. 

 И вот, в прошлом году он становится участником программы ЮНЕСКО «Артисты за мир» и его назначают пресс-секретарём Slave Route Project.
Основной целью этого проекта, тридцатилетие которого ЮНЕСКО отметила в 2014 году, является призыв «нарушить молчание» про факты работорговли, рабства и их последствий»
По мнению авторов идеи, главным достижением проекта должна стать соответствующая оценка жизненной трагедии многочисленных выходцев из африканских племён, насильно угнанных в рабство в то далёкое время и признание тех глобальных общественных изменений, которые внесла в жизнь народов, населяющих американский континент эта беда. Такое признание должно несомненно оказать содействие межкультурному диалогу в понимании этой человеческой трагедии. Таковы общие контуры этого масштабного проекта.
Международный день памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли служит возможностью почтить и вспомнить тех, кто страдал и умер от гнёта жестокой системы рабства. Память об этой трагедии служит повышению осведомленности об опасностях расизма и расовых предрассудков. Таково глубочайшее и, безусловно, верное убеждение всех, кто служит высоким целям ЮНЕСКО.
"Для ЮНЕСКО, память является ключевой частью борьбы против расизма, и это имеет большое значение в деле торжества и уважения прав человека и человеческого достоинства", говорит Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО. "Вспоминая и распространяя историю трансатлантической работорговли и рабства, мы способствуем укреплению основ мира во всех слоях  общества и между народами, его составляющими."
"Для оказания помощи в распространении этого послания", продолжает Ирина Бокова, " представителем ЮНЕСКО в программе Артисты во имя мира я выбрала Маркуса Миллера. Выдающийся посол творчества и свободы, сопротивления и стойкости, Маркус Миллер, опираясь на большую, щедрую душу джаза, несомненно, окажет содействие в продвижении проекта Slave Route Project, который и лежит в основе всех наших усилий по созданию мира на основе диалога, уважения и солидарности".


Официальная церемония присуждения Маркусу Миллеру звания «Артист ЮНЕСКО во имя мира» состоялась в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 4 июля 2013 года, после чего Маркус Миллер приступил к своим обязанностям статс-секретаря Slave Route Project и сосредоточил своё творчество в направлении укрепления мира, диалога и единства посредством джаза.


"Я играл музыку для людей во всем мире, и я был в состоянии общаться с ними посредством музыки там, где было бы очень трудно общаться с помощью слов. Когда тысячи людей движутся вместе, толкутся вместе, то становится так очевидно, насколько все мы похожи. У нас есть гораздо больше общего, чем того, в чём мы различны. Я уверен, что, работая с ЮНЕСКО, я смогу открыть двери для общения с музыкой - и тогда появятся слова, которые помогут нам в продвижении мира и единства… Музыка это такой красивый способ рассказывать истории. И, на мой взгляд, истории, которые мы должны рассказать относятся к категории рассказов о борьбе человека за достоинство и равноправие. Они должны вдохновить нашу молодежь, и пусть молодые знают, что они являются частью удивительной книги, имеющей много глав. Я с нетерпением жду начала работы с ЮНЕСКО, чтобы иметь доступ к миллионам людей, которые обязательно должны услышать эти истории, " рассказывает Миллер, раскрывая собственную концепцию своего участия в этом проекте.
В  качестве «Артиста ЮНЕСКО во имя мира» Маркус Миллер активно включился в важнейшую для современной Америки (да и Африки тоже) тему рабства. В рамках этого движения он издал в марте 2015-го (16 марта в Европе и 17 марта в США) концептуальный пост-джазовый альбом “Afrodeezia”, ставший его дебютом на знаковом джазовом лейбле Blue Note. Этот проект, создание которого по признанию Маркуса Миллера напрямую связано с его новым статусом в структуре ЮНЕСКО, получился по-настоящему интернациональным, как подобает проекту, задуманному во имя мира на планете.


Для того, чтобы записать этот альбом, Миллеру пришлось объехать множество уголков мира, включая Марокко, Париж, Рио-де-Жанейро, Нью-Орлеан и Лос-Анджелес, пригласив для записи значительное число знаменитых гостей, включая рэппера Чака Ди (Chuck D), вокалистку Лалу Хэтэуэй (Lalah Hathaway), клавишника Роберта Глеспера (Robert Glasper), трубачей Этьена Чарльза (Etienne Charles) и Амброза Акинмузира (Ambrose Akinmusire), гитаристов Kеба Mo (Keb’ Mo’) и Wah Wah Watson, басиста / продюсера Мокена Уокера (Mocean Worker), органиста Кори Генри (Cory Henry /Snarky Puppy/) и виолончелиста Бена Хонга (Ben Hong). Кроме того в записи приняли участие местные музыканты из Африки, Южной Америки и Карибского бассейна. Ну и конечно пятёрка основных партнёров Миллера, постоянных участников его сегодняшней команды: саксофонист Алекс Хан (Alex Han), трубач Ли Хоганс (Lee Hogans), пианист Брет Уильямс (Brett Williams), гитарист Адам Агати (Adam Agati) и барабанщик Луис Като (Louis Cato).
"Так случилось, что после посещения Дома рабов на Gorée Island, я написал (композицию) "Gorée ", рассказывает Миллер, ссылаясь на мощный трек из альбома Ренессанс, о котором уже шла речь выше. "Я почувствовал потребность рассказать со сцены о том, какие чувства я испытал в Сенегале", - продолжает Миллер свой рассказ. - "Я хотел, чтобы люди поняли, что эта мелодия говорит посредством музыки не только о случившейся трагедии, но и о том, что эти люди, которые вдруг оказались на дне судового трюма открыли для себя особенный способ, чтобы выжить и смогли вовремя обратить свои бедствия в радость. Вскоре после моей поездки на Gorée Island, ЮНЕСКО назвало меня Артистом мира, и сделало пресс-секретарём Slave Route Project. Это произошло в то время, когда я уже начал думать об Afrodeezia".


Дом рабов (Maison Des Esclaves) с его No Return Door является музеем и мемориалом трансатлантической работорговли на острове Горе, что в 3 км от побережья Дакара, столицы Сенегала. Этот музей был открыт в 1962 году Бубакаром Иосифом Ндиайе, который и был его куратором вплоть до своей смерти в 2009 году.
Gorée Island (Остров Горе или Остров Скорби) был одним из первых мест в Африке, облюбованных европейцами. Португальцы обосновались на острове в 1444 году, в 1588 году он был захвачен Соединенными Нидерландами, затем португальцы снова овладели им и вновь голландцы вернули его себе. Они назвали его в честь голландского острова Гуре, прежде чем Роберт Холмс в 1664 году принял его под власть британской короны. Затем контроль над островом перешёл к французам и с 1677 года остров постоянно оставался французским владением вплоть до 1960 года, когда Сенегал получил независимость.  Исключение составляют краткие периоды британской оккупации во время различных войн между Францией и Великобританией.


 Здесь был тот конечный пункт африканского побережья, из которого вывозили рабов для продажи в Новом Свете. Хотя историки продолжают спорить по поводу того, какое количество африканские рабов, если подобное действительно совершалось в этом месте, было фактически проведено через это здание, а также относительно значения острова Горе с точки зрения Атлантической работорговли, но туристы из Африки, Европы, Северной и Южной Америки по-прежнему считают его важным местом для того, чтобы отдать дань памяти человеческим жертвам африканского рабства.



"Сила музыки не имеет границ", говорит Маркус Миллер. "Через спиричуэлс, джаз и соул мы смогли сохранить нашу историю, потому что все остальные средства были нам недоступны и уничтожены для нас. То, что мне хочется больше всего, так это вернуться к источнику ритмов, которые делают наше музыкальное наследие настолько богатым, чтобы можно было бы последовать за ними, как по следам: от их зарождения в Африке и далее по всему пути до разных точек в США. C Afrodeezia мы совершили это путешествие и оно переносило вас из Мали в Париж, Нью-Орлеан, в Сан-Паулу и страны Карибского бассейна. В рамках проекта «Afrodeezia» я сотрудничал с музыкантами из Западной Африки, Южной Америки, Карибского бассейна, побывал на юге и в крупных северных городах США. Это мой способ отдать дань уважения долгому путешествию моих африканских предков, которые в итоге стали афро-американцами. А так же это мой способ отдать дань уважения тем мелодиям и ритмам, которые они привезли с собой из Африки, и которые в итоге взорвались головокружительным массивом музыкальных стилей и жанров, изменивших мир". Так Маркус Миллер рассказывает о своём последнем и пока что самом значительном проекте.



На мой взгляд Афродезия- это лучшее, что я услышал среди джазовых новинок последнего десятилетия. Несмотря на пестроту музыкального материала, обилие кавер-версий популярных хитов и даже перепевы  Жоржа Бизе, альбом получился на редкость цельным, выразительным и вдохновенным. Маркусу Миллеру удалось прекрасно воплотить задуманное им "обращение к корням", потому что звуки «Afrodeezia» от первой до последней ноты создают удивительно ясное ощущение трагичного путешествия, которое были вынуждены совершать из Африки в Америку невольники, пойманные в плен бесчувственными, алчными рабовладельцами. Апофеоз альбома-печальная и полная скорби и светлой грусти композиция  I Still Believe I Hear («Я до сих пор считаю, что я вижу»), знаменитый романс Надира «В сиянье ночи лунной» из оперы "Искатели жемчуга" Жоржа Бизе.  




Эта проникновенная мелодия, являющаяся у Бизе лейтмотивом любовной страсти Лейлы и Надира, приговорённых к казни, но счастливо избежавших её, в прочтении Миллера звучит как погребальная песнь по тем несчастным его предкам, которым не суждено было избежать своей гибельной судьбы. Исключительная роль в такой звуковой окраске принадлежит тайваньскому виолончелисту, члену Лос-Анжелесского филармонического оркестра, Бену Хонгу, 




чей дуэт с бас-гитарой Маркуса Миллера так выразительно рисует трагическую картину скорбного пути невольничьих парусников..



Трагичная и величавая мелодия, пронизанная глубокой скорбью, словно несёт на себе, подобно океанским волнам, невинные души жертв человеческой алчности и жестокости, оторванные от своих корней, несут под жалобные крики чаек, провожающих эти корабли в вечность.
Плавно переходя от композиции к композиции этого концептуального альбома, мы зримо ощущаем трансформацию африканских племенных гимнов в современные формы джаза от его корней, через мучительные годы становления и вплоть до творческих высот таких величайших артистов, как Рэй Чарлз, Джон Колтрейн и Майлс Девис.




Своим дебютом для ЮНЕСКО, Маркус Миллер установил очень высокую планку, повторить или повысить которую в будущем ему будет нелегко. Но что-то мне подсказывает, что у этого человека с неисчерпаемой фантазией и неукротимой энергией всё получится. А беспокойный и неувядаемый дух Майлса Девиса ему в этом поможет.



Комментариев нет:

Отправить комментарий