После ангажементов в парижском клубе «Blue Note» и по
возвращении в Нью-Йорк 15 марта 1959 года умирает выдающийся джазовый музыкант,
основатель школы модерна в игре на тенор – саксофоне «Президент» (сокращённо През) Лестер Янг.
Два месяца спустя на альбоме «Mingus Ah Um» другого выдающегося джазмена,
контрабасиста и композитора Чарльза Мингуса зазвучала элегия "Goodbye Pork
Pie Hat", сочинённая Мингусом в память о Лестере Янге.
Странное на первый взгляд название пьесы объяснялось тем,
что През всегда носил шляпу «pork pie» и этот широкополый головной убор с
плоской вершиной вместе с отлично пошитыми, но изрядно помятыми костюмами стал
его главной визитной карточкой в области прикида.
Исполненная первоначально секстетом Чарльза Мингус, имевшем
в своём составе три саксофона, эта композиция вскоре стала знаменитым джазовым
стандартом. Она стала одной из самых известных композиций Мингуса и исполнялась
многими джазовыми артистами самых разных стилей и направлений, включая даже
джаз-фьюжн.
Оригинальный вариант этой композиции исполняли:
John Handy – alt saxophone, clarinet;
John Handy – alt saxophone, clarinet;
Booker
Ervin – tenor saxophone;
Shafi Hadi
– tenor saxophone, alt saxophone;
Horace
Parlan – piano;
Charles
Mingus – bass;
Dannie Richmond – drums.В партитуре Мингуса прописаны партии для трёх саксофонов, что очень необычно для стандартного джазового аранжемента. Мне кажется, что этот нестандартный приём, к которому прибегнул Чарльз Мингус здесь не случаен. Скорее всего таким образом Мингус хотел отметить один эпизод из биографии Янга, когда он будучи 18-летним начинающим амбициозным музыкантом играл, что называется "за троих" в техасском ансамбле "Bostonians" Арта Бронсона. Там ему часто приходилось наряду с игрой на тенор-саксофоне исполнять партии альт- и баритон-саксофона, когда сами музыканты пускались в загулы. Энергии юного Лестера хватало на троих и он один заменял целую саксофонную секцию.
Чарльз Мингус очень любил это своё произведение и исполнял
его на разных концертных площадках.
А также ещё дважды записал эту вещь в студии: для альбома «Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus» 1963-го года, где она значилась как "Theme for Lester Young" и для своего последнего прижизненного альбома «Three or Four Shades of Blues», при записи которого он ещё мог играть на инструменте.
А также ещё дважды записал эту вещь в студии: для альбома «Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus» 1963-го года, где она значилась как "Theme for Lester Young" и для своего последнего прижизненного альбома «Three or Four Shades of Blues», при записи которого он ещё мог играть на инструменте.
На фестивале в Монтрё в 1975-ом году Чарльз Мингус исполнил новый
вариант своего посвящения Янгу в составе:
Charles Mingus [bass], Don Pullen [piano], George Adams [tenor sax], Gerry Mulligen [baritone sax], Benny Bailey [trumpet], Danny Richmond [drums].
Charles Mingus [bass], Don Pullen [piano], George Adams [tenor sax], Gerry Mulligen [baritone sax], Benny Bailey [trumpet], Danny Richmond [drums].
Эта версия интересна тем, что в неё введён баритон-саксофон,
на котором великолепно импровизирует один из величайших мастеров этого инструмента,
Джерри Маллиген.
Вот эта версия.
Мингус ушёл из жизни в 1979-ом, но его музыка осталась. И его знаменитую элегию для шляпы "свиного пирога" исполнил его трибют оркестр, в исполнении которого пьса, бывшая некогда джазовым стандартом обрела черты афро-американской мини-симфонии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий