суббота, 31 августа 2013 г.

Wayne Shorter-Jazzmen of 2013 year.


Влиятельный американский джазовый журнал Down Beat знаменит не только пространными и вдумчивыми обзорами творческих достижений и новинок в области джаза, но и регулярным опросом критиком, по результатам которого каждый год составляется своеобразная табель о рангах в текущей джазовой элите. Состав категорий, по которым проводится опрос, весьма обширен и полный перечень его результатов очень внушителен. Попасть в этот список хотя бы раз-огромная удача для джазмена. В этом году Down Beat проводил свой традиционный опрос в 61-ый раз. Одной из главных новостей в связи с этим стало известие о том, что критики и специалисты джаза широко отметили заслуги знаменитого саксофониста и композитора Уэйна Шортера, присудив ему первое место сразу в четырёх категориях, за лучший альбом года, лучшее джазовое комбо, в категории сопрано-саксофонистов и назвав музыкантом года. Возможно, на мнение критиков могло оказать влияние то, что 25 августа 2013 года Уэйну Шортеру исполнилось 80 лет и это событие, конечно же, должно быть достойным образом отмечено. Но в решении жюри Down Beat не ни малейшей натяжки-Уэйн Шортер уже давно перешёл в категорию незыблемых джазовых титанов и всем своим многолетним и плодотворным творчеством заслужил пожизненного звания «Музыканта на все времена». В истории джаза таких выдающихся творцов было немного: Эллингтон, Армстронг, Колтрейн, Майлс Девис…

Внушительной победе Шортера Дмитрий Савицкий посвятил целую передачу на Радио Свобода, фрагменты текста которой помещены ниже.
 За десятилетия бескомпромиссного творчества он прочертил восходящую траекторию незаметного, неуловимого гиганта. Он играл у Арта Блейки в «Вестниках», он входил в классический квинтет Майлза Дейвиса, он был со-основателем более чем популярного оркестра «Прогноз Погоды», и он знаменит своими сольными партиями. Он оказал на мир музыки колоссальное влияние, как композитор, солист и (выражение Джозефа Вударда) «музыкальный мыслитель».
И в то же самое время он часто исчезал из поля зрения и друзей, и публики, годами не выпускал ни одной пластинки, ни одного альбома, настойчиво избегая, благоухающих экзотическими цветами, чисто коммерческих троп.
Через две недели ему исполнится восемьдесят лет. Для меня (Дмитрий Савицкий-примечание моё) он был всегда учеником, последователем и наследником моего кумира (и моего тоже-примечание моё) – Джона Колтрейна. Но он смог стать самим собой, сохранив верность учителю.
Уейн Шортер только что получил четыре награды ежегодного шестьдесят первого конкурса критиков-музыковедов «Даунбита»: за лучший альбом года, лучшее джазовое комбо, место лучшего сопрано-саксофониста и звание музыканта года.

Wayne Shorter – Virgo – 7:09 (Wayne Shorter - Night Dreamer – Blue Note)

«Virgo», «Созвездие Девы» - композиция Уейна Шортера. Он и родился под созвездием Девы. Композиция с моего первого диска Уейна «Night Dreamer», «Ночной Мечтатель». Именно здесь он и близок, и верен Джону Колтрейну.
С Уейном – тенор-саксофон, играли: МаКой Тайнер – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 29 апреля 64 года, студия звукозаписи, всё верно, Руди ван Гельдера.

И - сравним ученика с мэтром:

John Coltrane – Naima – 4:21 (John Coltrane - Giant Steps – Atlantic)

«Naima» - композиция Джона Колтрейна. Хуанита Наима Граббс была первой женой Трейна.
Состав: Джон Колтрейн – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Четвертое мая пятьдесят девятого года, студия звукозаписи «Atlantic».


Сравнивать мэтра и ученика мне кажется бесполезным. Единственное, что следует сказать, так это то, что ученик не отстает от мэтра ни на бемоль.
Мне как-то довелось стоять с ним рядом на сцене парижского «Рекса» перед концертом. Мы были одного роста, но Уейн был не, грубо говоря, толще, а плотнее, тяжелее меня, но без объема. Другая материя. Он был в черном лоснящемся новизной костюме и, в отличие от своего второго мэтра, Майлза Дейвиса, который быстро избавился от костюмов и галстуков, перейдя на хипповый калифорнийский стиль, даже утирался платком-ласточкой, что твой Сатчмо. В Париже перед концертами за закрытым занавесом часто устраивают мини-конференции, а главное фото сессии. Уейн был малословен, отшатывался от вопросов, слова ему явно мешали. Сам же концерт я никогда не забуду. К концу концерта по лацканам его шелкового пиджака струился пот, но он не уходил в кулисы, как это делал Майлз, он просто встряхивал головой, как лошадь перед последним виражом манежа….
Когда Джон Колтрейн вошел в клуб немногочисленных и по-настоящему талантливых джазменов фри-джаза, Уейн пошел за ним. Вот его версия «Грустного Вальса» Жана Сибелиуса:



Wayne Shorter - Valse triste – 8:00 (Wayne SHORTER - Footprints Live! – Verve)

«Valse triste», «Грустный Вальс» Жана Сибелиуса, аранжировка Уейна Шортера, он же тенор-саксофон и лидер; Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. 24 июля 2001 года, сад дворца Longchamps, Марсель.

 Шортер, конечно, уникален, он один, но его много! Вот еще один Шортер – на своем любимом сопрано. Большой оркестр Маркуса Миллера создает слегка фольклорный фон для Уейна:

Wayne Shorter - High Life – 6:28 (Wayne Shorter - High Life – Verve)





«High Life», «Высшее Общество» - композиция Уейна Шортера, сопрано-саксофон. Большой оркестр Маркуса Миллера. СД вышел на «Verve» в 95 году, но он записывался по частям в разные годы. Эта тема «High Life» была записана, судя по всему, в 88-м.
Справедливости ради стоит поставить Уейна Шортера эпохи «Weather Report». Комбо было создано Уейном Шортером и австрийским клавишником Джозефом Завинулом. Группа просуществовала с семидесятого по восемьдесят шестой год. Это был один из первых оркестров фьюжн, возникший почти одновременно с электронным комбо Майлза Дейвиса, оркестрами «Махавишну», «Возвращение в Будущее» и «Охотники за головами». Некоторые вещи комбо «Прогноз Погоды» мне, но это личное мнение, кажутся устарелыми, но многие – вполне современны.

Weather Report - Blackthorn Rose – 5:02 (Weather Report - Mysterious Traveller – Columbia)



«Blackthorn Rose», «Колючая Роза» или «Роза Терновника» - композиция Уейна Шортера, он же – сопрано-саксофон. Джо Завинул – вся параферналия электроники, от синтезатора, фортепьяно, калимбы и до гитары. Альфонсо Джонсон – контрабас; Измаэль Уилбёрн – ударные и Дом Ам Ромао – percussion. Февраль 74 года.

И еще один лик джазмена года Уейна Шортера:

Art Blakey & The Jazz Messengers - El Toro – 6:20 (Art Blakey & Jazz Messengers - The Freedom Rider - Blue Note)

Отличное соло Уейна Шортера, играющего в составе «Вестников Джаза» собственную композицию «El Toro», «Бык». Ли Морган – труба; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – лидер комбо, ударные. Запись сделана Руди ван Гельдером 27 мая 61 года в Инглвуде Клиффс, Нью-Джерси.

Слушать подкаст передачи Время Джаза


Комментариев нет:

Отправить комментарий