четверг, 22 августа 2013 г.

Умер выдающийся мастер джазового фортепиано Сидар Уолтон (Cedar Walton)


Скорбный список джазовых корифеев, отыгравших свои последние такты в этой жизни пополнился ещё одним выдающимся Мастером.
Сидар Уолтон (Cedar Walton), один из лучших джазовых пианистов, появившихся в период после бибопа, умер в понедельник утром,19 августа 2013 непродолжительной болезни в своем доме в Бруклине, Нью-Йорк, сообщила его жена Марта. Уолтону было 79 лет.
Пианист, композитор и аранжировщик вырос в высококлассного профессионала после плодотворной практики, которую молодой Уолтон прошёл в начале 1960-ых в рядах легендарного ансамбля Арта Блэйки The Jazz Messengers. С той поры репутация Уолтона, как превосходного мастера изящных блюзовых импровизаций неизменно росла вплоть до его смерти.
Он всегда имел славу, как один из самых ценных аккомпаниаторов хард-бопа, чьи чувствительный фанк и убедительный мелодичный смысл украсили записи многих величайших джазовых музыкантов.
Наследие Уолтона также базируется и на массе композиций, по меньшей мере одна из которых стала стандартом- Bolivia ("Боливия"), хотя он всегда был одним из самых недооценённых джазовых композиторов.




Его способности организовывать небольшие группы обеспечивали ему регулярную работу и давали возможность возглавлять собственные группы.
Родился Сидар Уолтон в 1934 году, вырос в Далласе, штат Техас. Его мать будучи в своё время начинающей пианисткой, стала для него первым учителем. Увлёкшись джазом, он продолжал увлечённо играть его в колледже в промежутках между классными занятиями и изучением классики, недолго в университете Дилларда в Новом Орлеане, а затем в Университете Денвера в штате Колорадо, где он изучал основы композиции и научился превосходно аранжировать. В 1955-ом он переехал в центр джаза, Нью-Йорк и - после обязательной военной службы, во время которой он играл в группе войск в Германии - вернулся туда в 1958 году.
В числе пианистов, оказавших влияние на формирование его стиля встречаются такие имена, как Нат Кинг Коул (Nat King Cole), Бад Пауэлл (Bud Powell), Телониус Монк (Thelonious Monk) и Арт Тейтум (Art Tatum).
Уолтону посчастливилось с самого начала карьеры выступать бок о бок с новыми великанами джаза той эпохи. Во время учёбы в Денвере он познакомился в местном клубе с такими гигантами джаза, как Чарли Паркер (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Джон Колтрейн (John Coltrane). В годы военной службы судьба свела его с саксофонистом Лео Райтом (Leo Wright) и трубачом Доном Эллисом (Don Ellis). Он гастролировал с Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson), выдающимся тромбонистом 1950-1960-ых и Милтом Джексоном, лучшим вибрафонистом за всю послевоенную историю джаза. В качестве сайдмена играл у Кенни Дархэма (Kenny Dorham), Лу Доналдсона (Lou Donaldson) и Сонни Роллинса (Sonny Rollins). Он дезертировал с корабля, чтобы послушать Jazztet Бенни Голсона (Benny Golson), лидера ещё одной небольшой группы, напоминающей идеально настроенный механизм. С этим ансамблем по возвращении в Нью-Йорк он выступал с 1958-го по 1961-ый год.
Попутно он поучаствовал в первом самостоятельном проекте Джона Колтрейна (John Coltrane), записав альтернативный заглавный трек на его альбоме Giant Steps в 1959 году. Хотя он и не сыграл в нём соло, звучал он не хуже, чем Томми Фланаган (Tommy Flanagan), вошедший в основной состав участников рекорд-сессии. И наконец в 1961 году он присоединился к Фредди Хаббарду (Freddie Hubbard-труба) и Уэйну Шортеру (Wayne Shorter-саксофон) в Jazz Messengers, где он был уже одной из звёзд в самом знаменитом составе Арта Блэйки. С этим составом Блэйки записал такие классические альбомы Jazz Messengers, как Mosaic, Ugetsu и Free For All - среди прочих записей – здесь на долю Уолтона выпало авторство некоторых из мелодий, ставших классикой хард-бопа, например "Fantasy in D", которая под названием Ugetsu вошла в одноимённый альбом Jazz Messengers.


Позже он рассказал об опыте работы с Блэйки, вспоминая ", как мы были упряжкой лошадей, а Блэйки - тем, кто управляет сзади. Ну Вы понимаете: тем, кто держит вожжи упряжки".
Jazz Messengers Уолтон покинул в 1964-ом и до конца 1960-ых работал в составе постоянной ритм-группы на лейбле Prestige Records. В этот период он участвовал в многочисленных сессиях записи с известными джазменами, в числе которых были Сонни Крисс (Sonny Criss), Пэт Мартино (Pat Martino), Чарли МакФерсон (Charles McPherson) и другие известные мастера хард-бопа.
В тот же период Уолтон в течении года работал с вокалисткой Эбби Линкольн (Abbey Lincoln) в качестве аккомпаниатора и в 1966-1968 с трубачом Ли Морганом (Lee Morgan).
В 1966 году Уолтон записал Cedar!, свой  первый альбом в качестве лидера. В записи участвовали Кенни Дарем, тенор-саксофонист Джуниор Кук (Junior Cook), барабанщик Билли Хиггинс и басист Лерой Виннеджер (Leroy Vinnegar). В альбом включены оригиналы и стандарты, такие как Take the A Train и My Ship.
В том же году Уолтон появляется на альбоме тенор-саксофониста Джо Хендерсона Mode For Joe вместе с Ли Морганом, Кертисом Фуллером, вибрафонистом Бобби Хатчерсоном, басистом Роном Картером (Ron Carter) и барабанщиком Джо Чемберсом (Joe Chambers).
В начале 1970-х Уолтон играл в группе с Хэнком Мобли (Hank Mobley) годов и вернулся к Арту Блейки в 1973-м для тура по Японии.
До середины 1970-ых Уолтон возглавлял фанк-группу Mobius, с которой он экспериментировал с ритмами фанка и электрическим пианино. 


Позже он гастролировал в США, Европе и Японии в качестве лидера трио, в которое часто входил Билли Хиггинс. Уолтон также выступал как солист в дуэте с различными басистами.. Позже работал в рамках созданной им группы Eastern Rebellion (Восточное Восстание), квартетом с меняющимся составом, в котором например фигурировали уникальный барабанщик Билли Хиггинс, саксофонисты Клиффорд Джордан (Clifford Jordan), Джордж Коулмен (George Coleman) и Боб Берг (Bob Berg) и басист Сэм Джонс (Sam Jones).
В конце 1970-х Седар Уолтон выступает с альт-саксофонистом Джеймсом Сполдингом (James Spaulding), басистом Рэем Брауном (Ray Brown) и барабанщиком Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones).
В 1981 году Уолтон сформировал трио с Роном Картером и Билли Хиггинсом (Billy Higgins), получившее громкий успех.


 Примерно в то же время он выступал и с Timeless All-stars, секстетом с участием Гарольда Лэнда (Harold Land-саксофон), Бобби Хатчерсона (Bobby Hutcherson-вибрафон), Кертиса Фуллера (Curtis Fuller-тромбон), Бастера Уильямса (Buster Williams-контрабас) и Билли Хиггинса. Уолтон также играл в ритм-секциях с Милтом Джексоном (Milt Jackson), Фрэнком Морганом (Frank Morgan), Декстером Гордоном (Dexter Gordon), вокалистами Эрнестиной Андерсон (Ernestine Anderson) и Фредди Коулом (Freddy Cole), а также в группе The Trumpet Summit Band.



С 80-х годов и далее Седар Уолтон продолжал вести свои небольшие группы, выпуская многочисленные альбомы, включая The Maestro в 1980-м, Cedar Walton Plays в 1986-м и Composer в 1996 году, а год спустя Roots (Корни), представив публике блистательных молодых виртуозов- трубача Теренса Бланшарда (Terence Blanchard) и саксофониста Джошуа Редмана (Joshua Redman).
В последние годы жизни Уолтон всё еще гастролировал и часто записывался.
В 2001 году он выпустил Promise Land, дебютный на лэйбле Highnote, за которым последовал Latin Tinge (Латинские оттенки) в 2002-м, Underground Memoirs (Подземные воспоминания) в 2005-м и Seasoned Wood (Высушенная древесина) с трубачом Джереми Пелтом (Jeremy Pelt) в 2008 году. В 2009-м Седар присоединился к саксофонисту Винсенту Херрингу (Vincent Herring) на Voices Deep Within. Херринг также был представлен вместе с тромбонистом Стивом Тёрре (Steve Turre) на альбоме The Bouncer (Вышибала) в 2011 году.



В январе 2010 года Седар Уолтон стал членом Национального фонда поддержки мастеров джаза (National Endowment for the Arts Jazz Masters), а его декабрьские концерты в Village Vanguard в Нью-Йорке стали популярным событием в джазовом календаре города в 2008 году.
Вопрос о том, где сойти с круга для него всегда был риторическим. Он считал, что для человека, который пытается быть творческим художником, не имеет значения количество людей, слушающих его музыку или количество групп, играющих её. Поэтому он до последних дней оставался в строю.
Жаль, что так стремительно тают ряды последних джазовых ветеранов поколения урожайных лет бибопа…


Комментариев нет:

Отправить комментарий