суббота, 31 августа 2013 г.

Wayne Shorter-Jazzmen of 2013 year.


Влиятельный американский джазовый журнал Down Beat знаменит не только пространными и вдумчивыми обзорами творческих достижений и новинок в области джаза, но и регулярным опросом критиком, по результатам которого каждый год составляется своеобразная табель о рангах в текущей джазовой элите. Состав категорий, по которым проводится опрос, весьма обширен и полный перечень его результатов очень внушителен. Попасть в этот список хотя бы раз-огромная удача для джазмена. В этом году Down Beat проводил свой традиционный опрос в 61-ый раз. Одной из главных новостей в связи с этим стало известие о том, что критики и специалисты джаза широко отметили заслуги знаменитого саксофониста и композитора Уэйна Шортера, присудив ему первое место сразу в четырёх категориях, за лучший альбом года, лучшее джазовое комбо, в категории сопрано-саксофонистов и назвав музыкантом года. Возможно, на мнение критиков могло оказать влияние то, что 25 августа 2013 года Уэйну Шортеру исполнилось 80 лет и это событие, конечно же, должно быть достойным образом отмечено. Но в решении жюри Down Beat не ни малейшей натяжки-Уэйн Шортер уже давно перешёл в категорию незыблемых джазовых титанов и всем своим многолетним и плодотворным творчеством заслужил пожизненного звания «Музыканта на все времена». В истории джаза таких выдающихся творцов было немного: Эллингтон, Армстронг, Колтрейн, Майлс Девис…

Внушительной победе Шортера Дмитрий Савицкий посвятил целую передачу на Радио Свобода, фрагменты текста которой помещены ниже.
 За десятилетия бескомпромиссного творчества он прочертил восходящую траекторию незаметного, неуловимого гиганта. Он играл у Арта Блейки в «Вестниках», он входил в классический квинтет Майлза Дейвиса, он был со-основателем более чем популярного оркестра «Прогноз Погоды», и он знаменит своими сольными партиями. Он оказал на мир музыки колоссальное влияние, как композитор, солист и (выражение Джозефа Вударда) «музыкальный мыслитель».
И в то же самое время он часто исчезал из поля зрения и друзей, и публики, годами не выпускал ни одной пластинки, ни одного альбома, настойчиво избегая, благоухающих экзотическими цветами, чисто коммерческих троп.
Через две недели ему исполнится восемьдесят лет. Для меня (Дмитрий Савицкий-примечание моё) он был всегда учеником, последователем и наследником моего кумира (и моего тоже-примечание моё) – Джона Колтрейна. Но он смог стать самим собой, сохранив верность учителю.
Уейн Шортер только что получил четыре награды ежегодного шестьдесят первого конкурса критиков-музыковедов «Даунбита»: за лучший альбом года, лучшее джазовое комбо, место лучшего сопрано-саксофониста и звание музыканта года.

Wayne Shorter – Virgo – 7:09 (Wayne Shorter - Night Dreamer – Blue Note)

«Virgo», «Созвездие Девы» - композиция Уейна Шортера. Он и родился под созвездием Девы. Композиция с моего первого диска Уейна «Night Dreamer», «Ночной Мечтатель». Именно здесь он и близок, и верен Джону Колтрейну.
С Уейном – тенор-саксофон, играли: МаКой Тайнер – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. 29 апреля 64 года, студия звукозаписи, всё верно, Руди ван Гельдера.

И - сравним ученика с мэтром:

John Coltrane – Naima – 4:21 (John Coltrane - Giant Steps – Atlantic)

«Naima» - композиция Джона Колтрейна. Хуанита Наима Граббс была первой женой Трейна.
Состав: Джон Колтрейн – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Четвертое мая пятьдесят девятого года, студия звукозаписи «Atlantic».


Сравнивать мэтра и ученика мне кажется бесполезным. Единственное, что следует сказать, так это то, что ученик не отстает от мэтра ни на бемоль.
Мне как-то довелось стоять с ним рядом на сцене парижского «Рекса» перед концертом. Мы были одного роста, но Уейн был не, грубо говоря, толще, а плотнее, тяжелее меня, но без объема. Другая материя. Он был в черном лоснящемся новизной костюме и, в отличие от своего второго мэтра, Майлза Дейвиса, который быстро избавился от костюмов и галстуков, перейдя на хипповый калифорнийский стиль, даже утирался платком-ласточкой, что твой Сатчмо. В Париже перед концертами за закрытым занавесом часто устраивают мини-конференции, а главное фото сессии. Уейн был малословен, отшатывался от вопросов, слова ему явно мешали. Сам же концерт я никогда не забуду. К концу концерта по лацканам его шелкового пиджака струился пот, но он не уходил в кулисы, как это делал Майлз, он просто встряхивал головой, как лошадь перед последним виражом манежа….
Когда Джон Колтрейн вошел в клуб немногочисленных и по-настоящему талантливых джазменов фри-джаза, Уейн пошел за ним. Вот его версия «Грустного Вальса» Жана Сибелиуса:



Wayne Shorter - Valse triste – 8:00 (Wayne SHORTER - Footprints Live! – Verve)

«Valse triste», «Грустный Вальс» Жана Сибелиуса, аранжировка Уейна Шортера, он же тенор-саксофон и лидер; Данило Перез – рояль; Джон Патитуччи – контрабас и Браян Блейд – ударные. 24 июля 2001 года, сад дворца Longchamps, Марсель.

 Шортер, конечно, уникален, он один, но его много! Вот еще один Шортер – на своем любимом сопрано. Большой оркестр Маркуса Миллера создает слегка фольклорный фон для Уейна:

Wayne Shorter - High Life – 6:28 (Wayne Shorter - High Life – Verve)





«High Life», «Высшее Общество» - композиция Уейна Шортера, сопрано-саксофон. Большой оркестр Маркуса Миллера. СД вышел на «Verve» в 95 году, но он записывался по частям в разные годы. Эта тема «High Life» была записана, судя по всему, в 88-м.
Справедливости ради стоит поставить Уейна Шортера эпохи «Weather Report». Комбо было создано Уейном Шортером и австрийским клавишником Джозефом Завинулом. Группа просуществовала с семидесятого по восемьдесят шестой год. Это был один из первых оркестров фьюжн, возникший почти одновременно с электронным комбо Майлза Дейвиса, оркестрами «Махавишну», «Возвращение в Будущее» и «Охотники за головами». Некоторые вещи комбо «Прогноз Погоды» мне, но это личное мнение, кажутся устарелыми, но многие – вполне современны.

Weather Report - Blackthorn Rose – 5:02 (Weather Report - Mysterious Traveller – Columbia)



«Blackthorn Rose», «Колючая Роза» или «Роза Терновника» - композиция Уейна Шортера, он же – сопрано-саксофон. Джо Завинул – вся параферналия электроники, от синтезатора, фортепьяно, калимбы и до гитары. Альфонсо Джонсон – контрабас; Измаэль Уилбёрн – ударные и Дом Ам Ромао – percussion. Февраль 74 года.

И еще один лик джазмена года Уейна Шортера:

Art Blakey & The Jazz Messengers - El Toro – 6:20 (Art Blakey & Jazz Messengers - The Freedom Rider - Blue Note)

Отличное соло Уейна Шортера, играющего в составе «Вестников Джаза» собственную композицию «El Toro», «Бык». Ли Морган – труба; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас и Арт Блейки – лидер комбо, ударные. Запись сделана Руди ван Гельдером 27 мая 61 года в Инглвуде Клиффс, Нью-Джерси.

четверг, 22 августа 2013 г.

Умер выдающийся мастер джазового фортепиано Сидар Уолтон (Cedar Walton)


Скорбный список джазовых корифеев, отыгравших свои последние такты в этой жизни пополнился ещё одним выдающимся Мастером.
Сидар Уолтон (Cedar Walton), один из лучших джазовых пианистов, появившихся в период после бибопа, умер в понедельник утром,19 августа 2013 непродолжительной болезни в своем доме в Бруклине, Нью-Йорк, сообщила его жена Марта. Уолтону было 79 лет.
Пианист, композитор и аранжировщик вырос в высококлассного профессионала после плодотворной практики, которую молодой Уолтон прошёл в начале 1960-ых в рядах легендарного ансамбля Арта Блэйки The Jazz Messengers. С той поры репутация Уолтона, как превосходного мастера изящных блюзовых импровизаций неизменно росла вплоть до его смерти.
Он всегда имел славу, как один из самых ценных аккомпаниаторов хард-бопа, чьи чувствительный фанк и убедительный мелодичный смысл украсили записи многих величайших джазовых музыкантов.
Наследие Уолтона также базируется и на массе композиций, по меньшей мере одна из которых стала стандартом- Bolivia ("Боливия"), хотя он всегда был одним из самых недооценённых джазовых композиторов.




Его способности организовывать небольшие группы обеспечивали ему регулярную работу и давали возможность возглавлять собственные группы.
Родился Сидар Уолтон в 1934 году, вырос в Далласе, штат Техас. Его мать будучи в своё время начинающей пианисткой, стала для него первым учителем. Увлёкшись джазом, он продолжал увлечённо играть его в колледже в промежутках между классными занятиями и изучением классики, недолго в университете Дилларда в Новом Орлеане, а затем в Университете Денвера в штате Колорадо, где он изучал основы композиции и научился превосходно аранжировать. В 1955-ом он переехал в центр джаза, Нью-Йорк и - после обязательной военной службы, во время которой он играл в группе войск в Германии - вернулся туда в 1958 году.
В числе пианистов, оказавших влияние на формирование его стиля встречаются такие имена, как Нат Кинг Коул (Nat King Cole), Бад Пауэлл (Bud Powell), Телониус Монк (Thelonious Monk) и Арт Тейтум (Art Tatum).
Уолтону посчастливилось с самого начала карьеры выступать бок о бок с новыми великанами джаза той эпохи. Во время учёбы в Денвере он познакомился в местном клубе с такими гигантами джаза, как Чарли Паркер (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Джон Колтрейн (John Coltrane). В годы военной службы судьба свела его с саксофонистом Лео Райтом (Leo Wright) и трубачом Доном Эллисом (Don Ellis). Он гастролировал с Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson), выдающимся тромбонистом 1950-1960-ых и Милтом Джексоном, лучшим вибрафонистом за всю послевоенную историю джаза. В качестве сайдмена играл у Кенни Дархэма (Kenny Dorham), Лу Доналдсона (Lou Donaldson) и Сонни Роллинса (Sonny Rollins). Он дезертировал с корабля, чтобы послушать Jazztet Бенни Голсона (Benny Golson), лидера ещё одной небольшой группы, напоминающей идеально настроенный механизм. С этим ансамблем по возвращении в Нью-Йорк он выступал с 1958-го по 1961-ый год.
Попутно он поучаствовал в первом самостоятельном проекте Джона Колтрейна (John Coltrane), записав альтернативный заглавный трек на его альбоме Giant Steps в 1959 году. Хотя он и не сыграл в нём соло, звучал он не хуже, чем Томми Фланаган (Tommy Flanagan), вошедший в основной состав участников рекорд-сессии. И наконец в 1961 году он присоединился к Фредди Хаббарду (Freddie Hubbard-труба) и Уэйну Шортеру (Wayne Shorter-саксофон) в Jazz Messengers, где он был уже одной из звёзд в самом знаменитом составе Арта Блэйки. С этим составом Блэйки записал такие классические альбомы Jazz Messengers, как Mosaic, Ugetsu и Free For All - среди прочих записей – здесь на долю Уолтона выпало авторство некоторых из мелодий, ставших классикой хард-бопа, например "Fantasy in D", которая под названием Ugetsu вошла в одноимённый альбом Jazz Messengers.


Позже он рассказал об опыте работы с Блэйки, вспоминая ", как мы были упряжкой лошадей, а Блэйки - тем, кто управляет сзади. Ну Вы понимаете: тем, кто держит вожжи упряжки".
Jazz Messengers Уолтон покинул в 1964-ом и до конца 1960-ых работал в составе постоянной ритм-группы на лейбле Prestige Records. В этот период он участвовал в многочисленных сессиях записи с известными джазменами, в числе которых были Сонни Крисс (Sonny Criss), Пэт Мартино (Pat Martino), Чарли МакФерсон (Charles McPherson) и другие известные мастера хард-бопа.
В тот же период Уолтон в течении года работал с вокалисткой Эбби Линкольн (Abbey Lincoln) в качестве аккомпаниатора и в 1966-1968 с трубачом Ли Морганом (Lee Morgan).
В 1966 году Уолтон записал Cedar!, свой  первый альбом в качестве лидера. В записи участвовали Кенни Дарем, тенор-саксофонист Джуниор Кук (Junior Cook), барабанщик Билли Хиггинс и басист Лерой Виннеджер (Leroy Vinnegar). В альбом включены оригиналы и стандарты, такие как Take the A Train и My Ship.
В том же году Уолтон появляется на альбоме тенор-саксофониста Джо Хендерсона Mode For Joe вместе с Ли Морганом, Кертисом Фуллером, вибрафонистом Бобби Хатчерсоном, басистом Роном Картером (Ron Carter) и барабанщиком Джо Чемберсом (Joe Chambers).
В начале 1970-х Уолтон играл в группе с Хэнком Мобли (Hank Mobley) годов и вернулся к Арту Блейки в 1973-м для тура по Японии.
До середины 1970-ых Уолтон возглавлял фанк-группу Mobius, с которой он экспериментировал с ритмами фанка и электрическим пианино. 


Позже он гастролировал в США, Европе и Японии в качестве лидера трио, в которое часто входил Билли Хиггинс. Уолтон также выступал как солист в дуэте с различными басистами.. Позже работал в рамках созданной им группы Eastern Rebellion (Восточное Восстание), квартетом с меняющимся составом, в котором например фигурировали уникальный барабанщик Билли Хиггинс, саксофонисты Клиффорд Джордан (Clifford Jordan), Джордж Коулмен (George Coleman) и Боб Берг (Bob Berg) и басист Сэм Джонс (Sam Jones).
В конце 1970-х Седар Уолтон выступает с альт-саксофонистом Джеймсом Сполдингом (James Spaulding), басистом Рэем Брауном (Ray Brown) и барабанщиком Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones).
В 1981 году Уолтон сформировал трио с Роном Картером и Билли Хиггинсом (Billy Higgins), получившее громкий успех.


 Примерно в то же время он выступал и с Timeless All-stars, секстетом с участием Гарольда Лэнда (Harold Land-саксофон), Бобби Хатчерсона (Bobby Hutcherson-вибрафон), Кертиса Фуллера (Curtis Fuller-тромбон), Бастера Уильямса (Buster Williams-контрабас) и Билли Хиггинса. Уолтон также играл в ритм-секциях с Милтом Джексоном (Milt Jackson), Фрэнком Морганом (Frank Morgan), Декстером Гордоном (Dexter Gordon), вокалистами Эрнестиной Андерсон (Ernestine Anderson) и Фредди Коулом (Freddy Cole), а также в группе The Trumpet Summit Band.



С 80-х годов и далее Седар Уолтон продолжал вести свои небольшие группы, выпуская многочисленные альбомы, включая The Maestro в 1980-м, Cedar Walton Plays в 1986-м и Composer в 1996 году, а год спустя Roots (Корни), представив публике блистательных молодых виртуозов- трубача Теренса Бланшарда (Terence Blanchard) и саксофониста Джошуа Редмана (Joshua Redman).
В последние годы жизни Уолтон всё еще гастролировал и часто записывался.
В 2001 году он выпустил Promise Land, дебютный на лэйбле Highnote, за которым последовал Latin Tinge (Латинские оттенки) в 2002-м, Underground Memoirs (Подземные воспоминания) в 2005-м и Seasoned Wood (Высушенная древесина) с трубачом Джереми Пелтом (Jeremy Pelt) в 2008 году. В 2009-м Седар присоединился к саксофонисту Винсенту Херрингу (Vincent Herring) на Voices Deep Within. Херринг также был представлен вместе с тромбонистом Стивом Тёрре (Steve Turre) на альбоме The Bouncer (Вышибала) в 2011 году.



В январе 2010 года Седар Уолтон стал членом Национального фонда поддержки мастеров джаза (National Endowment for the Arts Jazz Masters), а его декабрьские концерты в Village Vanguard в Нью-Йорке стали популярным событием в джазовом календаре города в 2008 году.
Вопрос о том, где сойти с круга для него всегда был риторическим. Он считал, что для человека, который пытается быть творческим художником, не имеет значения количество людей, слушающих его музыку или количество групп, играющих её. Поэтому он до последних дней оставался в строю.
Жаль, что так стремительно тают ряды последних джазовых ветеранов поколения урожайных лет бибопа…